Описание и применение различной логики управления шлагбаумом

шлагбаум
17.07.13

Шлагбаум является самым популярным устройством для организации системы ограничения въезда. Это устройство не занимает много места и работает быстро, позволяя организовать контроль большого потока транспорта.
Этот сложный шлагбаум

Автоматический шлагбаум оснащается электрическим или электрогидравлическим приводом и открывается или закрывается за очень короткое время. Несмотря на то что его стрела может совершать только два действия: подниматься или опускаться – управление ею должно подчиняться определенной логике, для того чтобы избежать коллизий и опасности для машин и людей.

Система управления автоматическим шлагбаумом, кроме устройства непосредственно включающего привод стрелы, имеет множество дополнительных датчиков и приборов, помогающих координировать ее работу.

    Для контроля зоны перекрытия проезда, непосредственно в створе стрелы устанавливаются фотоэлементы. Если проезд занят, стрела не начнет опускаться или прервет движение до освобождения проезда.
    Индукционные петли «присутствия» по обе стороны шлагбаума. Они позволяют фиксировать наличие машины, определять направление движения, исключать неавторизованный проезд и встречное движение.
    Сигнальные устройства. Обычно это проблесковый маячок желтого цвета, предупреждающий о движении стрелы.
    Пульт управления. Служит для управления шлагбаумом в ручном режиме или в автоматических режимах с участием человека, а так же для переключения режимов и настроек. При этом управление частью опций, не требующих частого доступа, может быть вынесено на управляющий блок (контроллер) или даже не иметь внешних органов управления, а только программные настройки.
    Устройства авторизации: ключ-выключатель, кодовая панель, считывающее устройство для магнитных карточек, радио или инфракрасное устройство для взаимодействия с пультами дистанционного управления.

Системы управления могут иметь различную конфигурацию и разный состав оборудования, но любая из них содержит алгоритм взаимодействия всех устройств и определения приоритета сигналов.
Логичный шлагбаум

Логика управления определяет действия, выполняемые шлагбаумом в каждой из возможных ситуаций. Например, при опущенной стреле сигнал «открыть» может вызвать два разных действия:

    Стрела поднимается и остается в открытом положении до поступления сигнала с пульта, от фотоэлемента или индукционной петли.
    Стрела поднимается и после установленной временной задержки опускается.

Если сигнал на открытие поступил во время закрывания, возможна остановка стрелы до поступления других команд или повторное открытие.

Очевидно, что выбор конкретного варианта логики определяется в первую очередь аппаратным составом шлагбаума, а так же конкретными условиями и пропускным режимом.

Чем сложнее оборудование проезда, тем более сложная и разветвленная логика требуется для отработки всех возможных ситуаций. Применение индукционных петель «присутствия» позволяет реализовать алгоритмы, исключающие некоторые нежелательные ситуации.

Пример – организация встречного проезда. При реверсивном движении через пропускной пункт два сенсора присутствия располагаются на разных концах проезда. И при срабатывании обоих сенсоров шлагбаум не откроется, пока один из въездов не будет освобожден.

Другой пример – недопущение неавторизованного (незаконного, несанкционированного) проезда. Если непосредственно за автомобилем, получившим разрешение на въезд, движется другая машина, система управления посредством двух индукционных петель определит попытку неавторизованного проезда и даст команду на закрытие шлагбаума. Если блокируемая машина въедет в створ шлагбаума, система по сигналу фотоэлемента остановит стрелу и продолжит ее движение вниз только после освобождения створа.

Современное оборудование, обеспечивающее удобный и безопасный контроль проезда, по своим возможностям приближается к компьютерам. И на рынке систем безопасности уже появилось специализированное программное обеспечение для такого оборудования.